Автор: Чепурной М.Ю. 

Логистические центры это относительно новое явление. Его  рождение было отнюдь не случайным -  глобализация всех бизнес процессов и мировых технологий, международное сотрудничество, поиск новых бизнес решений стали основным тенденциями, которые подтолкнули к созданию данного рода центров.

В терминологии ЕЭК ООН используемой в области перевозок под логистикой понимается процесс организации цепи доставки и управления этой цепью в самом широком смысле, которая может охватывать как поставки сырья, необходимого для производства, так и управление материальными ресурсами на предприятии, доставку на склады и в распределительные центры, сортировку, обработку, упаковку и окончательное распределение в места потребления /1/.

Залог успешного налаживания внешнеторгового потока заключается в качестве выполнения всех этапов доставки на маршруте следования.

Важнейшим элементом этой цепи, при организации доставки сборных грузов в смешенном сообщении, являются транспортно-логистические центры (ТЛЦ). ТЛЦ в данной схеме доставки предназначен для обработки входящего грузопотока, распределения по следующим направлениям, формирования отдельных  партий груза для дальнейшей отправки различными видами транспорта, оптимизации временных затрат и расходов по транспортировки.

Существует множество видов ТЛЦ,  выполняющих различные функции, задачи, имеющие разную специализацию, различающиеся по видам и объему предоставляемых услуг,  по месторасположению, по отраслевой принадлежности и т.д.

Каждый ТЛЦ может быть классифицирован по трем параметрам: по типу обслуживаемых транспортных средств; по типу обрабатываемых грузов и по зоне территориального покрытия.

Классификация ТЛЦ по типу обслуживаемых транспортных средств основывается на способе транспортировки грузов и подразделяется на следующие виды:

  • Автомобильные – процесс доставки грузов на склад ТЛЦ,  транспортировка грузов со склада осуществляется автомобильным транспортом (в случае дальнейшей транзитной перевозки);
  • Воздушные – процесс доставки грузов в аэропорт назначение, где находится ТЛЦ, отправка грузов из аэропорта осуществляется воздушным транспортом (в случае дальнейшей транзитной перевозки);
  • Морские - процесс доставки грузов в морской порт назначение, где находится ТЛЦ, отправка грузов из морского порта осуществляется морским транспортом (в случае дальнейшей транзитной перевозки);
  • Железнодорожные - процесс доставки грузов на склад ТЛЦ, отправка грузов со склада осуществляется железнодорожным транспортом (в случае дальнейшей транспортировки в конечный пункт назначения, при необходимости);
  • Мультимодальные – процесс доставки грузов, отправка грузов со склада ТЛЦ может осуществляться различными видами транспорта (в случае дальнейшей транзитной перевозки).
  •  

Классификация ТЛЦ по типу обрабатываемых грузов:

  • Специализированные – к данному типу относятся ТЛЦ, которые обрабатывают грузы только определенной категории, либо грузы, требующие особых режимов хранения, либо грузы, на работу с которыми требуются специальные разрешения;
  • Смешанные – специализированные ТЛЦ, которые помимо обработки своей категории грузов, предоставляют услуги по обработки генеральных грузов;
  • Универсальные – ТЛЦ, которые могут, помимо генеральных грузов, обрабатывать  грузы, требующие особые условия или специальные разрешения.

Классификация ТЛЦ по зоне территориального покрытия:

  • Городские – область транспортировки грузов ограничивается территорией города, где находится ТЛЦ;
  • Районные - область транспортировки грузов ограничивается территорией района, где находится ТЛЦ;
  • Краевые - область транспортировки грузов ограничивается территорией края, где находится ТЛЦ;
  • Региональные - область транспортировки грузов ограничивается территорией региона, где находится ТЛЦ. Причем регион может находится как в пределах одной страны, так и может включать в себя территории нескольких стран;
  • Межрегиональные - область транспортировки грузов ограничивается территорией двух соседних регионов. ТЛЦ может располагаться на территории одного из регионов или на границе этих регионов;
  • Международные - область транспортировки грузов охватывает весь мир или достаточно большую его часть, как правило, такие ТЛЦ расположены в местах пересечения основных маршрутов движения международных грузопотоков. Такие ТЛЦ принимают грузы из разных стран и отправляют грузы в разные страны.

Создание транспортно-логистических центров преследует выполнение следующих задач:

  • Извлечение экономической выгоды;
  • Интеграция разных видов транспортировки;
  • Концентрация грузоперевозок и создание основы для эффективных международных перевозок сборных грузов;
  • Снижение доли транспортной составляющей в конечной цене товара;
  • Формирование развитой инфраструктуры для транспортного сектора;
  • Кооперация транспортных, логистических, страховых, финансовых компаний, государственных органов и служб и расположение их в одном месте;
  • Снижение временных затрат на транспортировку грузов;
  • Ускорение оборачиваемости капиталов.

Для успешного решения этих задач ТЛЦ должен обладать рядом функций. А именно: транспортные, складские, логистические, финансовые, контрольные, информационные, инфраструктурные.

Выполнение этих функций позволяет логистическими центрам уменьшить затраты на перевалку грузов, увеличить скорость доставки грузов,  оптимизировать процесс доставки грузов. Каждый из этих этапов может стать определяющим в процессе перевозки и повлиять тем или иным образом на совершение экономической сделки.

Важным фактором при создании логистических центров, является локализация коммерческих и государственных структур участвующих в международной доставки грузов, в одном месте, что позволяет гарантировать согласованность совместных действий и коммерческую кооперацию, предоставляет возможность тесного взаимодействия с государственными контролирующими органами, объединяет все виды деятельности связанные с транспортировкой и логистикой. Таким образом ТЛЦ могут централизованно предоставлять участникам внешнеторгового процесса полный комплекс услуг, и как следствие, это ведет к уменьшению временных и финансовых затрат и резко повышает качество оказываемых услуг.  Так, например, удаленность таможенных органов, сертифицирующих органов, правоохранительных структур значительно усложняет выполнение квалифицированной работы ТЛЦ, и в некоторых случаях может привести к их полной деструктуризации.                            

Для успешного решения логистических задач в области международных перевозок грузов и формирования транспортных сетей, обеспечивающих наиболее экономически выгодную технологию перевозки и перевалки грузов необходимо правильно определять месторасположение ТЛЦ. Для этого необходимо определить критерии, по которым происходит выбор локализации логистического центра.

Первый критерий (транспортный): является само собой разумеющимся и основополагающим - логистические центры необходимо размещать в непосредственной близи транспортных магистралей, в местах пересечения основных маршрутов доставки грузов одним из видов транспорта (в транспортных узлах); в мультимодальных транспортных узлах, где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные узлы); вдоль маршрутов прохождения международных транспортных коридоров.

Второй критерий (территориальный): ТЛЦ целесообразно размещать вблизи крупных населенных пунктов, промышленных районов, центров оптовой и розничной торговли, в местах нахождения основных клиентов, на пограничных переходах. Регионы, в которых особо развита рыночная и внешнеэкономическая деятельность, дают наибольшую загруженность ТЛЦ, тем самым их создание приобретает не только сугубо логистический характер, но и, главным образом, дает экономический толчок к развитию данных регионов. 

Третий критерий (коммуникационный): в месте нахождения ТЛЦ должны иметься подъездные пути, логистический центр должен  иметь все необходимые коммуникации (электричество, связь, интернет).

Четвертый критерий (безопасность): возможность быстрого взаимодействия со службами МЧС и МВД. Немаловажный пункт особенно для тех ТЛЦ, в которых подразумевается обработка опасных, дорогостоящих, негабаритных и военно-промышленных грузов.

Пятый критерий (взаимодействие): возможности быстрого согласования с органами местной власти вопросов отвода земельного участка, подвода коммуникаций, строительства инфраструктурных проектов; низкая коррупционная и бюрократическая составляющие в структуре органов местной власти.

Шестой критерий (кадровый):  должна быть учтена возможность подбора кадров в области логистики, складского и транспортного хозяйства, а также в других областях, необходимых для обеспечения нормальной работы ТЛЦ. В случае отсутствия кадрового резерва в районе расположения логистического центра, должна быть предусмотрена возможность переподготовки кадров по требуемым специальностям на базе учебных заведений находящихся в непосредственной близости от предполагаемого размещения ТЛЦ.

Седьмой критерий (совокупность): при выборе местоположения ТЛЦ необходимо учитывать количество уже существующих логистических центров и их загрузку.

Восьмой критерий (грузопоток): необходимо учитывать величину грузопотока проходящего через эту точку пространства или в непосредственной близости от нее, с целью обеспечения максимальной загрузки складских мощностей и инфраструктурных объектов.

Девятый критерий (сетевой): возможность организации терминальных сетей и коммуникаций с другими ТЛЦ разного уровня.

Все эти критерии необходимо учитывать при выборе местоположении ТЛЦ, так как от этого зависит эффективность работы логистического центра, его рентабельность и срок возврата инвестиций, и как следствие это будет влиять на стоимость услуг осуществляемых на территории логистического центра и соответственно на конечную стоимость товара.

Определение необходимого количества складов в регионе является одной из наиболее интересных задач теории логистики. Данной задаче уделено много внимания в работах зарубежных и отечественных специалистов. Так, в ряде изданий приводятся графики для отдельных составляющих и обобщенных логистических издержек от количества складов. Считается, что транспортные затраты и упущенная выгода от продаж уменьшаются с увеличением количества складов, тогда как расходы на содержание запасов, эксплуатацию складского хозяйства и управление складской системой возрастают. Наличие указанных противоречивых тенденций приводит к тому, что зависимость общих затрат на функционирование системы распределения от количества складов имеет параболический характер с явно выраженным оптимумом. К сожалению,  отсутствие соответствующих формул и количественных характеристик не позволят проводить необходимые расчеты, т.е. вышеуказанные зависимости имеют качественный характер основанный на логике и здравом смысле /2/.

Другое направление, связанное с решением этой задачи, может быть охарактеризовано как аналитическое. В этом случае для решения задачи по определению оптимального количества складов в регионе. Представляет собой транспортную задачу, решение которой предполагает использования алгоритма «комбинаторного поиска последовательных оценок вариантов».

Другим методом определения необходимого количества ТЛЦ или складов может быть привязка к величине грузопотока в определенном регионе. На первом этапе определяется объем перевозок (Q) за определенный период времени. Затем среднее время хранения (t ср ) грузов на складах в исследуемом регионе. Произведение объема перевозок на среднее время хранения деленное на количество дней в исследуемым периоде (лучше производить расчеты за один год) даст величину, которая будет показывать сколько грузов обрабатывается или храниться на складах за одни сутки.

Qсут = Qгод t ср / 365,

Далее необходимо определить грузоемкость всех складов в регионе. Так как для нормальной и комфортной работы склада, возможности доступа к грузам, произведения погрузочных и разгрузочных работ, консолидации и расконсолидации грузовых партий, упаковки, паллетирования и т.д. необходимо внутри склада свободное пространство, мы в наших расчетах будем грузоемкость склада умножать на коэффициент равный 0,7. Соответственно расчетная грузоемкость складов будет рассчитываться по следующей формуле:

Vрасч  = Vобщ 0,7

Рассчитав все необходимые параметры, мы можем определить необходимость размещения новых складов и их количество, если

Vрасч/ Qсут ≥ 1,

то необходимость в дополнительных складах отсутствует. Если    

   Vрасч/ Qсут ≤ 1,

То в регионе существует потребность в дополнительных складах, при этом необходимое количество складов определяется по формуле:

N = (Vрасч - Qсут)/ Vср,

где Vср – средняя грузоемкость одного склада, рассчитываемая по формуле

Vср= (Vобщ х0,7)/m,

m – общее количество складов в регионе.

Эти расчеты позволяют оценить общую ситуацию в регионе, для принятия окончательного решения по размещению складских комплексов, необходимо учитывать, все выше упомянутые параметры, а также такие характеристики, как рентабельность, капиталовложения, затраты на коммуникации и т.д.

При создании и определения местоположения ТЛЦ необходимо опираться на данные факторы и критерии. Только исходя из четкого и грамотного анализа вида ТЛЦ и критериев его функциональности, можно гарантировано обеспечить экономическую, финансовую выгоду, обеспечить развитие транспортной и логистической сетей, наладить внешнеторговые и межрегиональные отношения. А также заведомо исключить проблемы, связанные с нерациональным использованием и низкой загруженностью ТЛЦ.   

Использованные источники:

  1.  В.И. Сергеева «Корпоративная логистика», Москва 2005
  2. В.С. Лукинский. Модели и методы теории логистики. Санкт-Петербург, 2007.